Реализация образовательного проекта «Инженерный класс в московской школе» 12.09.2016

Одной из важнейших задач в сфере образования была и остается создание современных форматов обучения, которые позволят школьникам использовать уникальные образовательные возможности столицы. Современные требования к качеству образования диктуют необходимость обеспечения доступа учащихся к передовым знаниям – именно так рассматривается развитие партнерства МГУ ПС (МИИТ) и образовательных комплексов СВАО.

Инженерные классы – это особая программа обучения, включающая дополнительные занятия по техническим дисциплинам. Занятия проводятся в лабораториях университета и учебных, специально оборудованных кабинетах школ преподавателями МИИТа.

Основная цель работы – расширение возможностей учащихся общеобразовательных организаций г. Москвы для углубленного изучения тем по направлениям: «Математика», «Физика», «Информатика», «Черчение» – наиболее приоритетных для реализации проекта «Инженерный класс в московской школе». Это способствует мотивации выбора профессиональной деятельности обучающихся по инженерной специальности и оказанию помощи в профессиональном самоопределении, становлении социальной и психологической адаптации.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: разработка концепции курса обучения инновационному техническому проектированию «Жизненный цикл инженерного проекта» в рамках реализации инженерных классов в московской школе с учетом лучших моделей подготовки высококвалифицированных инженерных и технических кадров и лучших производственных практик, разработка и реализация обучающих модулей по основам инженерной графики, 3D – моделирования и проектирования, программирования, материаловедения, основам организации высокотехнологичных производств, менеджмента инновационных технологических решений; разработка, согласование и утверждение программ электронных образовательных ресурсов дополнительного образования по направлениям: «Математика» («Расчет вероятностей сложных событий», «Функция распределения вероятностей», «Основы теории оценивания», «Проверка статистических гипотез»), «Черчение» («Основы компьютерной графики», «Введение в 3D-моделирование»), «Информатика» («Язык программирования Java», «Операционная система Linux»), «Физика» («Моделирование физических явлений»).

Наличие университета на территории СВАО дает прекрасную возможность для теоретической разработки и практического применения заявленных модулей. Очередной задачей является разработка методического наполнения электронных образовательных ресурсов (включая примеры, упражнения, задания, вопросы и задачи для контроля знаний) по направлениям: «Математика», «Физика», «Информатика», «Черчение». Разработка электронного контента электронных образовательных ресурсов (включая разработку интерактивных игр, интерактивных 3D-моделей, практических заданий, виртуальных лабораторий, аудио- и видеосопровождения) по направлениям: «Математика», «Физика», «Информатика», «Черчение». В результате данных разработок проведены экспертизы (тестирование и оценка качества) и апробация (проведение тестового обучения) электронных образовательных ресурсов по тем же направлениям. Кроме того, задачами мероприятия является апробация курса «Жизненный цикл инженерного проекта», анализ результатов обучения; организация системы научно-методической и экспертной поддержки проектной деятельности учащихся инженерных классов со стороны преподавателей МИИТа, представителей проектных институтов, корпораций. Особое место среди поставленных задач занимает разработка моделей Молодежного ученого совета с участием представителей работодателей, проектных институтов и преподавателей ВУЗа. Важной задачей является организация и проведение выездной проектно-конструкторской школы для разработки учащимися школ Москвы инженерных проектов на материале деятельности предприятий-партнеров проекта. Особое внимание в данном проекте уделяется разработке и апробации моделей прохождения летней практики учащимися инженерных классов на базе предприятий-партнеров. Одной из задач является подготовка и описание моделей взаимодействия МИИТа, общеобразовательных организаций и предприятий в рамках проекта «Инженерный класс в московской школе».

В представленном проекте задействованы более 500 участников. Среди них обучающиеся общеобразовательных организаций СВАО, педагоги, аспиранты и студенты МИИТа, представители предприятий-партнеров.

В рамках обозначенного проекта были проведены следующие мероприятия: физические семинары в Доме физики МИИТа, видеолекции проекта «Университетские субботы», инженерные субботы в МИИТе, лекции партнеров проекта- потенциальных работодателей, конкурс «3D-БУМ» на базе МИИТа. Отличным подспорьем для реализации инженерного образования в городе Москва является грамотная организация высококвалифицированными специалистами ВУЗа «Университетских суббот». В школах-участницах проекта были проведены независимая экспертная оценка качества знаний (МЦКО) по математике, физике, информатике, Московская городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего», которые выявили высокий уровень достижений обучающихся по данной программе. По итогам независимой экспертной оценки качества знаний (МЦКО) учащиеся показали 81% качества знаний по математике (в среднем по Москве – 42%), успеваемость – 100%; значительная часть участников конференции стала призерами и победителями.

Приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной деятельности закреплена в Законе Российской Федерации «Об образовании РФ», определяющем образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства», который реализуется в результате взаимодействия МИИТа и школ СВАО.

Система воспитания обучающихся в инженерных классах должна акцентировать внимание на развитие потребности личности в достижении успеха, реализации своих целей и самоутверждения, формировать качества личности, обеспечивающие ее включенность в различные сферы жизнедеятельности общества. Поэтому в настоящее время установки воспитания должны определяться, с одной стороны, в соответствии с изменениями, происходящими в обществе, с другой стороны, с ориентацией на будущее. Таким образом, в качестве главной интегральной цели воспитания обучающихся можно считать формирование культурной, разносторонне развитой личности, жизнеспособной и социально-активной в условиях изменяющейся социальной среды. Для этого сотрудники МИИТа организуют и проводят психологические и профориентационные тестирования, предметные конкурсы и олимпиады, спортивные мероприятия, экскурсии в действующие лаборатории университета, КВН, что делает привлекательным Московский государственный университет путей сообщения для молодежи.

Реализация образовательного проекта «Инженерный класс в московской школе» дает возможность решать задачи по воспитанию подрастающего поколения на современном уровне и способствует адаптации учащихся к учебе в высших учебных заведениях.