Воспитательная система

 

 

 Воспитательная система

ГБОУ Школа Марьина Роща

 

   Мир человека вообще – это мир человеческих отношений. Сегодня они необыкновенно сложны и неустойчивы, часто строятся по принципу обратной связи. Спасительный путь – включение отношений в гуманистическую воспитательную систему. Педагогические психологи утверждают, что формирование отношения человека к Миру, к себе, к семье, к Отечеству, к культуре – базовый механизм воспитания.

Организация воспитательного процесса в школе закладывает у подрастающего поколения основы общественных идеалов и ценностей, создает условия, при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуется школа и общество.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, учитывая влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды.

   Основными идеями, которые положены в основу воспитательной системы школы, являются следующие:

 

        Целью системы воспитания в ГБОУ Школа Марьина Роща  является создание образовательной среды, культивирующей знания, этические, духовные и физические ценности, свободу слова и мысли, воспитывающей широко образованного, личностно и социально зрелого человека.

Это процесс создания системы отношений, помогающий ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

 

   Достижение общей цели невозможно без конкретизации воспитательных задач, которая помогает построить целостную систему воспитательного процесса и способствует развитию рефлексии воспитательных взаимодействий. В настоящий момент актуальными являются следующие воспитательные задачи:

 

В области обучения:

·   формировать   устойчивую мотивацию к учению как к жиз­ненно важному процессу;

·   формировать общедеятельностные знания, умения, навыки;

·   формировать творческие ка­чества личности, развивать кре­ативное мышление, поддержи­вать и развивать творчество учащихся в разнообразных его проявлениях.

 

В области физического развития:

·   формировать осознанный выбор здорового образа жизни;

·   формировать стремление к физическому совершенствованию;

·   формировать негативное отношение к табакокурению, алкоголю, наркотикам.

 

В области воспитания:

·   осуществлять личностный подход в учебно-воспитатель­ном процессе;

·   развить нравственную, воле­вую и эстетическую сферы лич­ности;

·   формировать умения само­воспитания и самообразования;

·   обеспечить ребёнку условия для   максимальной   само­реализации;

·   создать воспитательно-об­разовательную среду, формиру­ющую у школьников потребность в самосовершенствовании.

 

В области психического раз­вития:

·   искать и развивать индиви­дуальные способности ребёнка;

·   формировать положитель­ную Я - концепцию личности ре­бёнка;

·   формировать умения саморегуляции и управ­ления собой.

 

В области социализации:

·   формировать высоконрав­ственное отношение личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гума­нистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление);

·   осуществлять деятельностный подход в организации жиз­недеятельности ребёнка, фор­мировать его социальную актив­ность;

·   обучать умениям самоутвер­ждения и самореализации в коллективе: общению, ответ­ственности, дисциплинированности;

·   готовить учащихся к профес­сиональному и жизненному са­моопределению,  заниматься профориентацией.

                                                                                                                                  

 

   Одним из ключевых понятий организации жизни школы, является понятие образовательной среды. Частные задачи воспитания в совокупности - есть задачи создания полноценной среды для культурного саморазвития личности. Воспитание - это не просто воздействие на личность, а создание культурных, нравственных, психологических условий для развития личности.

 

     Основным условием, обеспечивающим личностное развитие, является создание развивающей воспитательной среды, культивирующей знания, культуру, духовные и физические ценности, свободу слова и мысли, воспитывающей широко образованного, личностно и социально зрелого человека, а основным фактором, обеспечивающим эффективность развития - включенность учащихся в событийное пространство школы.

 

    Воспитательная деятельность при этом становится важнейшим средством и источником развития личности. Через деятельность человек способен изменить окружающий мир и себя самого. Именно деятельность формирует образ мысли, способы, стиль самостоятельных действий личности, закладывающий черты и качества ее поведения в социокультурном пространстве.

                                

    Чем шире круг видов  деятельности, тем богаче личность.

 

     В качестве системообразующего понятия в программе воспитания личности используется образ Я - Я-концепция   личности.

Я - концепция личности - есть устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит своё поведение.

Образ Я — не просто отражение (в форме представления или понятия) каких-то своих объективных данных, а социальная установка, отношение личности к самой себе, включающее три взаимосвязанных компонента:

-          познавательный - знание себя, представление о своих качествах и свойствах;

-          эмоциональный - самооценка этих качеств и связанное с ней отношение к себе (самоуважение, самолюбие и тому подобные чувства);

-          поведенческий - т.е. практическое осознание себя через своё поведение.

В ходе развития у детей формируется индивидуальная система отношений к различным сферам и формам жизнедеятельности:

 

                                                         

                   

                  Я    

 Я – Я

Я – Другие

Я – Общество           

Я – Образование и наука          

Я – Искусство          

Я – Природа          

 

В ходе формирования индивидуальной системы отношений в различным сферах развиваются умения, навыки и качества, образующие определённую целостность – субличности Я - образа.

 

Сферы отношений

 

Характеристики

                    Я – Я

 

Психологическая зрелость

Я – Другие

Коммуникативная компетентность

Нравственная зрелость

Я – Общество

Психологическая компетентность

Гражданская зрелость

Я – Образование и наука

Познавательная активность

Деятельностная компетентность

Я – Искусство

Уровень творческой деятельности

Творческая компетентность

Я – Природа

(от физиологии к экологии)

Физическое развитие

Образ жизни

Экологичность

 

 

 
             Школа выступает инициатором ряда программ и проектов, способствующих расширению культурно - образовательного пространства.

 

Проект «Академия творчества».

       Центральная идея проекта - обеспечить условия для самореализации творческих возможностей и потребностей ребенка, создать такую развивающую среду, которая способство­вала бы самоутверждению личности в различных сферах деятельно­сти: науке, культуре и искусстве, культуре и спорте.

      В школе создаётся сеть разновоз­растных творческих коллекти­вов, которые удовлетворяют ин­терес школьников к той или иной деятельности, помогают развивать   способности   в разнообразных направлениях, способствуют усилению их мотивации к учебе. Академия обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует у учеников дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.

      В структуре Академии выделяются три основ­ных направления: художествен­ное творчество, научный поиск и проектная деятельность детей.

 

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ИНТЕЛЛЕКТ»

 

Цель: интеграция личности ребенка с обществом, достигающаяся путем реализации интересов детей и их потребностей в самосовершенствовании, самореализации, саморазвитии.

 

Таблица мероприятий ПРОГРАММЫ «ИНТЕЛЛЕКТ»

 

 

 

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «МИР ПРЕКРАСНОГО»

Цель: популяризация художественно-эстетического творчества учащихся, развитие их творческих способностей и художественного вкуса, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности.

 

Таблица мероприятий ПРОГРАММЫ «МИР ПРЕКРАСНОГО»

 

Проект «Планета – Человек».

 

   Цель программы - создать такую культурную среду, которая способство­вала бы формированию образа жизни, достойного человека на основе глубоких исторических и куль­турных традиций и эстетическое развитие среды.

   В задачи программы входит развитие духовного и нравственного аспекта в личности школьников, моральное и этическое воспитание, развитие чувства личностной зрелости и гражданской ответственности.

 

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ОТЕЧЕСТВО»

 

     Цель: формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, готовностью отстаивать ее интересы; расширение знаний о России: ее истории, культуре, традициях.

 Поставленная цель обеспечивается решением следующих задач:

·         формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;

·         воспитание уважительного отношения к культурному и историческому прошлому России, к традициям и обычаям предков;

·         изучение правовой и государственной систем России, символики, жизни и деятельности выдающихся личностей;

·         воспитание любви к своему краю, отчему дом – месту, где человек родился и вырос;

·         формирование активной жизненной позиции.

Таблица мероприятий ПРОГРАММА «ОТЕЧЕСТВО»

 

 

Приложение 1

                                                                                                                                                                                                                                                     

 

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЧЕЛОВЕК»

 

Цель – формирование гуманистической направленности личности учащегося: понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность.

 

Таблица мероприятий ПРОГРАММЫ «ЧЕЛОВЕК»

  

  

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ И ТЕЛА»

 

Цель формирование высокого уровня самосознания, чувства собственного достоинства, самодисциплины, потребности в ЗОЖ;

воспитание этического отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

 

Таблица мероприятий ПРОГРАММЫ «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ И ТЕЛА»

  

  

 

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «МИР ПРОФЕССИЙ»

 

Цель программы: создание системы действенной профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность, обеспечение профпросвещения, профдиагностика, профконсультирование обучающихся, воспитание уважительного отношения к труду.

 

Таблица мероприятий ПРОГРАММЫ «МИР ПРОФЕССИЙ»

 

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «САМОУПРАВЛЕНИЕ»

 

Цель: формирование опыта ответственности и самостоятельного принятия решений учащимися школы.

 

Таблица мероприятий ПРОГРАММЫ «САМОУПРАВЛЕНИЕ»

  

  

Проект «Открытие»

 

Цель проекта - создание условий для успешной реализации системы воспитательного процесса в рамках интеграции общего и дополнительного образования через развитие приоритетных направлений воспитательной деятельности школы.

 

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «УРА! КАНИКУЛЫ»»

 

Цель программы:  создание условий для раскрытия креативного потенциала школьников, развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей, формирования  навыков позитивного общения.

Форма – выездные школы.

Выездные школы — это семинары и тренинги, интеллектуальные и деловые игры, решение задач, театральные постановки, конкурсы, общение  с педагогами и со сверстниками, объединенными общим интересом к той или иной сфере знаний.

 

Таблица мероприятий ПРОГРАММА «Ура! Каникулы»

 

Аудитория выездных школ — дети с высокой мотивацией к обучению и развитию.

 

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЭКСКУРСИИ»

 

«Цели образования – культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек» (С.И. Гессен).

Основная цель программы — углубленное изучение учебной программы: освоение теоретических знаний в области истории и культуры; расширение образовательного пространства; активизация познавательной деятельности; бережное отношение к реликвиям, художественным и культурным ценностям; формирование и развитие гражданского самосознания, формирование патриотичности

Программа имеет интегрированный характер.

 

ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «СОДРУЖЕСТВО»

 

Цель программы – объединение образовательных подразделений в рамках единой концептуальной идеи при сохранении самобытных традиций.

Задачи:

- укрепление привлекательного имиджа школы как образовательного комплекса с широким спектром возможностей;

- развитие информационно-коммуникативного обеспечения в ОУ;

- создание доброжелательного, нравственного и эмоционально комфортного климата школы;

- организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами микрогрупп;

 

                                 МЕРОПРИЯТИЯ

    СРОКИ

     КЛАССЫ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

(организация)

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

(сопровождение)

Посвящение в первоклассники (Октябрьская, 81)

сентябрь

1-е классы

Отдел ВР                                 и социализации

Руководители 1-х классов

Презентация системы дополнительного образования «Только лучшее!»

сентябрь

1-11 классы

Отдел ДО

Руководители классов

Фестиваль «Наши общие возможности – наши общие результаты»

по графику

9-11 классы

Отдел ВР                                  и социализации

Педагоги

Дни открытых дверей профильного образования                            (инженеры, медики, кадеты)

в течение года

8-9 классы

Отдел предпрофильного и профильного образования

Отдел ВР и социализации

Руководители 8-9 классов

ProfStartJunior

февраль

6-е классы

Отдел ВР                                  и социализации

Руководители 6-х классов

Мы – вместе!

май

дошкольники,               4-е классы

Отдел ВР                                и социализации

Воспитатели подготовительных групп,

руководители 4-х классов

Выпускной вечер

июнь

11-е классы

Отдел ВР                                 и социализации

Руководители 11-х классы